Ответ прост.Вспомните, как происходила индустриализация до СССР? Достаточно медленно, поэтапно. Вначале, ориентируясь на крестьянский спрос(был и городской спрос, однако крестьян было 95% населения), при всей низкой его покупательной способности именно этот спрос рулил, появлялись мануфактуры, фабрички лёгонькой промышленности. Солеварни, производство металлов и с/х орудий из него и т.д.
Занимало это столетия.Важным моментом являлся так называемый сгон крестьян с земли.
Почему он происходил? Кажется, ответ очень прост - в классическом, английском случае, владельцу земли становился выгоден не деребан принадлежащих ему крестьян-арендаторов, а выпас овец - производство шерсти - товарного продукта, который можно было быстро реализовать по прогнозируемым ценам. Феодальное хозяйство не товарно - из него трудно выжать что-либо, имеющее спрос на рынке, и в достаточно больших объёмах. Ликвидное. Приносящее сразу много денег и без проблем рэкета.
Однако это только первый слой проблемы. Какой же слой № 2?
Он довольно неглубок: вы можете настроить хренову тучу заводов, однако
1)на них будет некому работать - крестьянин традиционен и без потрясений, сопутствующего порушения хозяйства и последующего голода идти на завод не станет - не его это бизнес.
2)Покупательная способность крестьянина близка к нулю. Не потому, что он так уж беден, а потому, что он - самодостаточен. В обычной ситуации крестьянин всё нужное себе делает своими руками. Минимум, заключающийся в металлах и соли - имеет мизерную стоимость.
Что надо сделать для превращения традиционного общества в индустриальное?Заставить большинство населения бросить самообеспечение, не производить нужное себе, а покупать. И следовательно, стать наёмными рабочими.Однако и это ещё не всё. Есть ещё и третий слой.
Дело в том, что крестьянин не является трудоголиком. Крестьянин умеет работать много и тяжело - периодически(страда) и эпизодически - голод, эпидемия, всяческие пертурбации, приводящие к порушению хозяйства и как следствие, к голоду.
Крестьянин вообще традиционалист - он считает, что не должен жить иначе, чем его отец, дед, прадед. Как говорил один мой предок моему деду, стремящемуся к образованию:
- Ваня, лучшая жизнь у крестьян - за лето наламаешься, а зимой лежи на печи, плюй в потолок...
Крестьянин идеально приспособлен к своей среде обитания - ей соответствуют и его орудия труда, и жилище, и трудовые навыки, и вообще, его образ жизни и мысли. Попытки заставить крестьянина работать более необходимого(что возможно под внеэкономическим принуждением) приводят обычно к бунтам. Барин, пытающийся взять более положенного, рискует либо жизнью и здоровьем, либо увеличением затрат на бодигардов. Крестьянин как бы говорит ему - бери с нас то, что брал твой отец и дед. И не более. Средневековье вообще любит ссылаться на старину, на то, что новшества приводят лишь к ухудшению. И это в общем правильно.
Тут следует заметить ещё и то, что производительность труда крестьянина - величина постоянная, следовательно отдача от земли прямо пропорциональна её площади и обратно пропорциональна количеству рук, её обрабатывающих. Отсюда - аграрное перенаселение, которое приводит, с одной стороны, к абсолютному падению доходов государства, а с другой - к падению уровня жизни населения и как следствие - к бунтам и революциям.
Средневековье придумало много решений этой проблемы - война, чума, бунт и гражданская война. И т.д. Индустриальная эра придумала ещё одно решение - сгон с земли. Действительно, решаются сразу несколько проблем:
1)уменьшается количество крестьян - их потребление растёт
2)появляется много рабочих рук, желающих не умереть с голода и готовых корячиться по 14 часов за мелкий прайс
3)появляются чёрт возьми потребители, и товаров, и услуг И деньги у них есть - им платят их за работу
А главное, появляется возможность быстрого роста и ВВП, и производительности труда.И дохода государства кстати. Отсюда и воинственность тех стран, где индустриализация на начальном этапе.
Однако, всё это может производиться лишь крайне жестокими, насильственными мерами. В той же Англии кстати, законы о бродяжничестве. Для этого и нужно крепое централизованное государство, либо внешняя оккупация, либо внешняя помощь.
Тем более, что изымаемые у населения деньги нужно не складировать на счетах или в сундуках, а эффективно использовать для закупок оборудования и технологий. Либо для финансирования своих исследователей - если модернизация не догоняющая.
Либо, ещё вариант- плавно и медленно(а иногда и быстро) при очень удачной внешней ситуации и благожелательном(или безразличном, что одно и тоже) отношении внешнего Мира.Это - штаты и китай.
У Сталина было совсем по другому.Итак, что сделал наш друг Сталин?
1)принял решение о индустриализации
Надо оно ему было? Он с этого что-то поимел кроме геммороя и тяфгот(в близком плане)? Что, он не мог продолжить НЭП - естественное кстати развитие событий?
И править долго и счастливо - ещё лет двадцать. Почему кстати - лет двадцать? Ведь Китай растёт и пахнет?
Тут надо понимать, что не было 1 и 2 мировой - был один конфликт. С паузой.
Возможно паузу эту можно было продлить. Или видоизменить сам конфликт.
Однако..... большевики - это.... лыжники, несущиеся перед лавиной. Они так кстати себя и воспринимали. Остановка - смерть. Ошибка - смерть. Вообще - смерть... разве что смочь сделать так, чтобы использовать силу лавины? А самим - уцелеть? Не было у них ни китайской нынешней расслабленности, ни китайского времени, ни китайских сооюзников. Позади нагоняла огненная волна, впереди была чернота неизвестности. Нужно было не просто решимость, нужна была уверенность в правильности пути и безжалостность в средствах. Всё это - было, но никто не пишет, какой ценой. Нет, я не имею ввиду цену в крестьянские головы, и головы соратников. Тут была другая фича.