mitrichu (mitrichu) wrote,
mitrichu
mitrichu

Category:

КУБРИНСКИЕ ХРОНИКИ

Городок Кубринск лежит на границе Московской, Ярославской и Владимирской областей России, вблизи известных русской истории городов Сергиев Посад, Дмитров и Переяславль Залесский, откуда происходит народ, населяющий эти не слишком дружелюбные к человеку, но радующие своей красотой земли. Издревле они были населены и угро-финнами, и славянами и другими лесными народами, привыкшими жить не только обработкой земли, но и сбором дани с густых диких лесов, окружающих редкие поселения и пятачки обработанной земли. Лес был не только кормилец, он и защищал, предоставляя укрытие и от заезжих грабителей, и от собственного начальства в виде бар, оперуполномоченных и прочих представителей кровопийного россейского государства. В этих лесах с зари времён промышляли разбойнички, рыскали дикие звери и сторожила клады лесная нечисть. А что говорить о бездонных болотах, остающихся почти неизведанными на многие сотни вёрст, о глубоких озёрах, о лесных реках, да … тут есть где скрываться Неведомому.
Деревни, окружающие городок Кубринск, основаны так давно, что бывали свидетелями и нашествия поляков и татарские мурзы собирали в них дань Батыю. Сам же Кубринск основан недавно, лет семьдесят назад, и включил в себя население и территорию нескольких деревушек и городов, одна из которых зовётся Ведомша, где моя мама в конце лихого ХХ века купила просторный деревенский дом.
Прежде чем перейти к описанию городка, его легенд и нравов, хочу изложить причины, способствовавшие его основанию, поскольку они имеют значение для понимания мотивов, скрытых пружин поступков обитателей сих мест. Причины следующие: во-первых, болота вокруг, богатые торфом, который шел с начала прошлого века в топку электростанций(та самая электрификация + советская власть), был удобрением для полей; во-вторых, прекрасная и нетронутая природа, находящаяся в непосредственной близости от Москвы, что привлекало сановных любителей охоты, и наконец, причина третья: пресловутый «сто первый километр», место ссылки бродяг, судимых и прочих маргиналов, преследуемых советской властью. Население сложилось пёстрое: крестьяне, жившие здесь издревле, обслуга охотничьего хозяйства, основанного знаменитым Васькой Сталиным, чью гульбу и хлебосольство до сих пор славит вся округа, и бывшие зеки, работавшие на торфоразработках и часовом заводе в городе Сергиев Посад. На состав населения оказало влияние и огромное давление советской власти, которое та оказывала на людей, живущих с земли. Все активные жители, да просто любые люди, желающие изменить жизнь к лучшему перебрались в Москву и окружающие её города в течение поколения-двух. Остались те, которым было всё равно, старики и бывшие сидельцы, коим в возвращении было отказано. Именно инертность, аморальность, с одной стороны, и остатки патриархальной деревенской морали, с другой, объясняют многие дикие истории, произошедшие в этом краю.

История первая: ведьма.
В конце восьмидесятых годов прошлого века моя мама, как было уже упомянуто, приобрела деревенский дом в деревеньке Ведомша, что является окраиной Кубринска. Деревенька из двух десятков домов вытянута вдоль дороги, ведущей в большое культурное село Нагорье, славящееся своим православным собором, выстроенным на свои средства чуть ли не Ушаковым, не помню. С одной стороны деревни – поля и лес, их обрамляющий, с другой – заболоченная пойма реки Кубрь. Речка эта заболочена с помощью плотины чтобы привлекать в сии края разнообразную птицу под выстрелы начальственных ружей. За рекой и немного далее за деревней начинается густой смешанный лес, в коем водится всё зверьё, что может водится в этих местах.
Купленный дом был так называемой северной постройки, то есть объединял под одной крышей жилые и хозяйственные постройки – холодно зимой по двору бегать. Напротив, через дорогу стоял такой же дом, три его окна смотрели в наши окна. Моя мама, будучи городской женщиной, к тому же прожившей почти всю жизнь в мегаполисе Москвы, не знала ни быта, ни обычаев русской деревни. Поэтому она не была удивлена, когда в один из вечеров(мама и брат занимались уборкой и ремонтом изрядно захламлённой недвижимости) к ней нанесла визит соседка – женщина из этого дома напротив. Она была стара, но старухой ещё не выглядела, была несомненно образована, одевалась с некой претензией, в общем, была непохожа на жительниц деревни. Было в ней что-то такое, чего словом передать необычайно трудно, какое-то очарование, и в тоже время нечто отвратительное. Звали её… впрочем, не важно, как её звали, скажем, Марья Васильевна. Так вот, Марья Васильевна сказала, что пришла познакомиться с новой соседкой и попросила разрешить ей иногда приходить разговаривать с мамой, добавив, что с ней никто не дружит в деревне. Мать не придала её словам особого значения, решив, что раздоры с деревней происходят из-за излишне интеллигентного вида Марьи Васильевны. Ну и стали они общаться. И всё бы хорошо, да соседи, незнакомые ещё соседи, предупредили маму. Зашла одна из соседок, сказала, что нельзя дружить с Марьей Васильевной, что кто её в дом пускает – добра не наживает. Что мол у одних после её визита коза подохла, у других она, Марья Васильевна, коровы коснулась и всё, заболела корова, еле спасти удалось, откупаться пришлось, покупать у Марьи Васильевны снадобия. И что у всех добрых людей после даже случайных контактов с ней случались большие и малые несчастья. И что Марья Васильевна – ведьма. И добавила соседка, что ежели не перестанет мама дружить с ведьмой, то стало быть и сама она ведьма, и будет с ней деревня обходиться как с ведьмой, и будет она изгоем. А в деревне нельзя жить изгоем, особенно дачникам: дом могут обчистить или даже спалить, по случайности, конечно. И мама была вынуждена как-то ограничить уже завязавшуюся дружбу: стала отказываться от бесед, сказывалась занятой, но Марья Васильевна упорно продолжала ходить в гости. В один из приездов из Москвы мама как бы в шутку даже спросила ее, не ведьма ли она? Та скорбно подтвердила, что ходят про неё такие слухи, не любят деревенские её, и что не будет же мама разрывать с ней отношения из-за тёмного суеверия? Мать не нашлась, что ответить и сказавшись занятой просто ушла в зады огорода, предоставив ведьме беседовать с моим 15-тилетним братом.
Спустя некоторое время Марья Васильевна ушла и мама с братом отправились купаться на деревенский пруд – день был жаркий, июль-месяц. Искупавшись, отправились обратно и пройдя половину пути мой брат обезножил – отнялись у него ноги, не мог идти. Мама, не понимая в чём дело, кое-как притащила его домой. Дома уложила его в постель и померила температуру – она зашкаливала под 42 градуса Цельсия! Мать бросилась через дорогу, к Марье Васильевне. Та очень перепугалась и дрожащими руками насыпала в кулёк каких-то трав и сушёных ягод. Завари, говорит, и давай пить настой. С этим кульком мама побежала к предупреждавшей её давеча соседке – что спрашивает, с дарами этими делать? Соседка взяла кулёк и закопала его посреди немощоной деревенской дороги, сказав, что брать у Марьи Васильевны ни в коем случае нельзя ничего. У брата тем временем бред начался, сознание потерял. И тут, слава Богу, подъехала скорая помощь. Забрали его в больницу города Кубринска. Там не смогли обнаружить причину его состояния и повезли брата в Сергиев Посад. И только там, уже опытные медики обнаружили в паху вздувшийся до величины голубиного яйца лимфатический узел. Стали лечить, температура спала. Мама спросила, может ли такое воспаление образоваться внезапно? Ей отвечают: что Вы, это длительный процесс, недели две идёт.
Брат недели две лежал в больнице, мама ездила к нему каждый день и ей было не до ведьмы. Но всё же нашла время и зашла к Марье Васильевне. Та, видимо чувствуя вину, стала объяснять, что она не виновата, что ЭТО от её воли не зависит, что у них в роду все женщины такие были… Мама спросила что ЭТО? Та ответила – порча. Мама спросила, не может ли Марья Васильевна щадить людей, хотя бы тех, кто к ней добр? Марья Васильевна плача отвечала, что ЭТО – сильнее её, что она чувствует, что из неё что-то исходит и не в силах она ЭТО удержать. Рассказала она ещё о том, что передала ей ЭТО бабушка, передача заключалась в том, что сначала её обучили знахарству, всяким заклинаниям для решения сердечных дел, лечения и т.д. А перед смертью бабушка читала ей на ухо особую молитву и гладила тело. Мол, только передав свой дар, ведьма может умереть легко. Иначе душа не уходит из тела. Мама спросила, будет ли передавать дар сама Марья Васильевна. Та объяснила, что у неё есть только один сын, и у того – сын. А дар передаётся через поколение и только девочкам. В тот момент, когда они становятся девушками, и не в коем случае не порченым, т.е. девственным. Так что некому ей дар передавать и что унесёт его она с собой. Маме показалось, что Марья Васильевна была этому рада.
После этого случая дружба мамы с Марьей Васильевной закончилась – пусть и стыдно в конце ХХ века быть суеверной, но не хотела она рисковать здоровьем детей и внуков. Тем временем настал страшный 1991 год. Страна обрушилась как карточный домик и погребла в обломках тех, кто не смог пережить перемены. Последние годы Марьи Васильевны прошли в страшной нищете: копеечная пенсия, сын-алкоголик, немощь…. Сын к ней переехал жить выйдя на пенсию и разведясь с женой. Он был лётчик-испытатель и кто знает, не его ли удачу(а лётчик-испытатель – смертник по определению) оплачивала всю жизнь его мать-ведьма, забирая её у окружающих людей?
Смерть ведьмы страшна. Не стала исключением и Марья Васильевна: несколько месяцев она лежала, не имея сил даже сходить на двор. Деревенские сказывают, что последние дни она выла, от боли наверное? Никто не пришёл облегчить её муки….. И никто не проводил её тело.
Subscribe

  • Насчёт ковида

    Как-то мы к нему уже привыкли. Да, часто ездят скорые мимо лавки, где мы гуляем с собакой. Да, многие знакомые переболели. Некоторые из них умерли.…

  • (no subject)

    У детей военных/послевоенных было развлечение. Разведут костёр, а потом бросают в угли патроны. И ждут первого пука. Потом врассыпную. Но кто первый…

  • Экспедиция

    83-85 мы жили по 3-4 месяца в сальских степях. Дабы не готовить договаривались с отделением совхоза: они нам возили обеды по 30 копеек на нос. Это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments