mitrichu (mitrichu) wrote,
mitrichu
mitrichu

Categories:

Отличается ли идеология от религии?

1)
Идеология и религия, это одно и то же? Или эти понятия различаются?

Вот определения специалистов:

«Идеология - система концептуально оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируется существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается их преобразования (радикальные, революционные идеологии)»

«Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации(церковь), религиозную общину.»
Другие определения религии:
«Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа(богов, духов), которые являются предметом поклонения
Организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.»
Отличие видимо в том, что идеология непосредственно связана с удержанием власти или вожделением её. Поэтому идеология по определению не может быть «общенародной», т.е отражающей интересы всего общества. А только видимо элиты и той части общества, на которую элита опирается.

Поэтому видимо марксизм в СССР до Брежнева был идеологией, а потом плавно стал превращаться в религию.
2)
Чем идеология и религия похожи? Системой пропаганды: и та, и другая системы ценностей стараются представить себя единственным знатоком истины и отрицают ценность своих оппонентов. И та, и другая системы ценностей стараются максимально укрепиться, расширить свой фундамент, за счёт если не прозелитов, то сочувствующих.
Обе стремятся к монополии, или хотя бы к преобладанию. Используют пропаганду и информационные войны.

А отличия в чём? Религия стремится расшириться, включая в себя новых адептов, которые в идеале будут уравнены в правах. Идеология же не стремится всех сделать равными: даже при монопольном владычестве ей необходим оппонент, которого можно гнобить и записывать во враги народа. Несознательный элемент, за счёт которого можно
расширять численность сторонников и использовать его как отрицательный пример.
Расширяться уж слишком идеологии чревато превращением в религию и последующей смертью от недостатка мистических витаминов.
Более того, среди приверженцев любой идеологии есть те, кому она выгодна и приносит материальные блага, и другие(обычно их больше) – кому из благ полагаются только духовная их часть. Хотя идеология тем и отличается от религии, что предлагает материальное, не обязательно «здесь и сейчас» конечно, но именно материальное вознаграждение.
Религия также не забывает о мирских благах, но упор всё-таки на вознаграждении духа.
3)

Что происходит, когда идеология и религия ограничены в распространении, т.е поддерживаются меньшинством?

Они становятся сектами, вернее, они рожаются и умирают виде сект.
Каково же их поведение в этом случае?

Здесь требуется уточнение: какова динамика численности адептов? Если системы на подъёме, увеличивают число своих сторонников – одна модель поведения.
Это как правило революционные кружки, зерно «нового мира». Опора их минимальна, но растёт. Для ускорения роста идеология становится неотличима от религии по модели поведения, обе системы активно применяют прозелитизм. Элиты их открыты. И религия, и идеология на этом этапе требуют веры от своих адептов, постоянно призывают «голосовать сердцем». В общем растущие секты одинаковы, объединяют ли они идеологов, или адептов новой веры. Они желают разрушить старый мир.

Кстати, тут возникает интересный вопрос: Ислам – идеология или религия?
Смотря где. В Иране – несомненно религия с элементами идеологии, в России – идеология с элементами религии. Он такой был изначально – двойственный, именно поэтому в ситуации краха онтологии в цивилизации Запада(да и Севера) ислам так агрессивно-эффективен. Он бьёт нас в щель, появившуюся между доспехов из-за резкого ослабления христианской религиозности.

Впрочем, продолжим, а что будет в ситуации «наоборот» – численность адептов сокращается, идеология и религия стягиваются в точку?
Тут есть существенное отличие поведения идеологии от религии. С чем оно связано?
4)

Для ответа на вопрос, поставленный в предыдущем пункте, требуется несколько углубиться в историю.
Была ли религия скажем у Рима? Конечно. А идеология?
А у Афин и Спарты?

Осмелюсь утверждать – нет. Тогда ещё не произошло разделения религии и идеологии, т.е любая вера была либо государственной, либо гонимой сектой, ну пусть не гонимой, не желательной. И принятие христианства ничего не изменило – христианство стало государственной верой, вот и всё.
Более того, в традиционном обществе, там, где социальное устройство статично, и изменения длятся веками, идеология не нужна.
А когда становится нужна именно идеология? Когда она выделяется из ранее единой государственной религии? И кстати одновременно происходит отделение религии от государства – пресловутая свобода совести. И дважды кстати – именно поэтому так было отчаянно плохо с идеологией в Российской Империи – её пытались родить. Уваровская триада «Православие, Самодержавие, Народность» - это ведь попытка родить идеологию. Поскольку идеология – это весьма эффективное оружие, что доказала революционная Франция, эффективная тогда именно по сравнению с государственными религиями. И эффективная именно в пропаганде. Увы, первая по-настоящему сильная идеология, появилась в России вместе с марксизмом.
Но опять я отвлёкся. Итак, когда рождается идеология? С началом перехода к индустриальному обществу. Традиционному обществу идеология как таковая, без религии не нужна.

Окончание чуть позже
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments