mitrichu (mitrichu) wrote,
mitrichu
mitrichu

Category:
В этом городе мне приходилось бывать. Бывший когда-то столицей древнего княжества северо-востока Руси он привлекал меня уютом и нетронутой природой. Патриархальными нравами и таинственными историями, рассказываемыми жителями окрестных деревушек. В одной из которых, в Ведомше, моя мама купила в своё время простую крестьянскую избу, используемую потом виде летней резиденции. Так например ходили байки о вовкулаках, ведьмах и таинственных хуторах в лесу за дальним болотом, гуляющим по этому самому лесу и губящим грибников-дачников, рискнувших заночевать в заброшенных избах. Ещё рассказывали совершенно сносящую крышу историю о детях, периодически выходящих из лесу, и видимо порождаемых великой трясиной – болотом, из которого советская власть всё время своего существования добывала торф для электрофикации и общего прогресса. Черпала-черпала и не могла вычерпать.
Собирая местные предания я заинтересовался этой историей и попросил брата-историка собрать материалы по этой теме. Он как раз тогда сидел в местных архивах, собирая материал для кандидатской диссертации. И вот , что он выяснил:
Первые сведения о этих детках относятся совсем уж к легендарным временам Алексея Михайловича. Видимо лесные найдёныши попадались и раньше, но писаная история это умалчивает. А тут осталось сообщение о найденном ранней осенью диком отроке, найденном монахами Серьгиевского монастыря во время заготовки дров. Отрок был нем, на вид ему было лет 5-6. Он прижился при монастыре, был крещён, обучен языку и даже грамоте, а в дальнейшем стал крестьянином в монастырском селе. В следующем веке так же изредка появлялись упоминания о лесных найдёнышах: так например о мальчике, выращённым миром и отданным по рекрутскому набору в солдаты – кому ж охота было отдавать родных детей. Сгодится и сирота. В ХIХ веке было аж шесть выходцев из леса. Всех находили ранней осенью – в начале зимы. Все были голы, босы и не разговаривали. Грешили на цыган, время от времени кочующих по этим лесным краям: типа крадут детей, а потом, в голодное время, бросают. Или убегают дети. Или теряются. В общем, особенно не разбирались. В деревнях таких детишек называли хулушатами – есть древнее местное поверие о некоей сущности, называемой Хулухту(видимо финоугорского происхождения слово), обитающей в болоте и покровительствующей данному краю.
Детишки как правило вначале оседали в окрестных деревнях, а в дальнейшем уходили из этих мест: в города, или ещё куда. Времена были патриархальные и ясный взор государства ещё не отслеживал каждого человека с неясным происхождением.
В двадцатом веке было найдено три ребёнка: один в самом начале века, сгинул в революционной кутерьме. Другой в 1942 году – времена были страшные и голодные. За ребёнком приехали представители местных органов и дитё видимо было определено в один из многочисленных детдомов. Отследить его судьбу так же не удалось. И наконец, с третьим найдёнышем я был знаком лично.
Это был молодой парень, лет пятнадцати. Похожий на всех деревенских отроков, но чем-то неуловимым от них отличающимся. Жил он соседнем с нашем доме, в многодетной семье, весьма рьяно отмечающей всевозможные праздники. Пьяненький глава семьи, битый жизнью и тюрьмой мужичёк лет пятидесяти, рассказывал заходя по-соседски на наш двор и одалживаясь у меня табаком, о том, что найден был Пашка(так его назвали) в июле 1991 года, на болоте у дальнего леса на ягодном сборе. Тогда(да и после) летом вся деревня пропадала по ягодникам, сдавая весь сбор заготовителям за барахло и водку.
- Сидел на кочке, мля, хулушонок хренов. Худенький , грязный, слов нет, - рассказывал приёмный отец. – Года три с виду. Мы с Марьей его прибрали с собой, так он идти не хотел.
- А как он выглядел? Одет был? – спрашивал я.
- Куда там. Голый и синий от холода – ночи у нас и летом холодные. И что характерно – комар на него не садится. Мы с Марьей искусаны, аж вьются вокруг, а его не трогают. Хулушонок, фуле…
- И что? Властям объявляли?
- Да… Это ж 91-й. Властям тогда не до того было. Потом документ справили. Усыновление, да. Спустя пять лет. Когда докапались до нас, что он в школу не ходит. Помаялась Марья тогда, поездила в город, да… Но и пособие стали потом платить, детские.
А парнишка был совсем обычный. Тёмненький волосом, невысокий. Только глядел как-то странно. Как ….живое на неживое, словно я был для него восковой куклой в музее.
Потом мать продала дом – далековато было ездить из Москвы, годы уж не те. Мы построили дачу поближе и я потерял Пашку из виду и перестал наведываться в эти края.
Subscribe

  • (no subject)

    Мне рассказывали знакомые, проживающие и проживавшие в штатах, что в южной их части, на границе с Мексикой, бытует такая байка: Ночью на шоссе…

  • (no subject)

    Интересно, а когда в Мире произошла последняя социалистическая, с марксистскими лозунгами, революция? Видимо в 1978-м году, в Афганистане, под…

  • Почему понаехавшие обижаются от названия Питер?

    Всех питербужцев убил ХХ век. Это раз. Два, слову Питер лет двести Три Обижаться на это могут лишь Как обычно молодые евреи Четыре Которым по фигу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments