mitrichu (mitrichu) wrote,
mitrichu
mitrichu

Categories:
Пребывая в вынужденном ожидании, открыл книжку, случайно оказавшуюся на полке, куда жители подъезда складывают ненужное, которое не поднимается рука выбросить. Книга была посвящена мистическим рассказам авторов 19 века.
В одном из рассказов попалось рассуждение о поисках привидений, предпринимаемым образованным человеком своего времени, в исключительно научных целях. Вот цитата:

«Не помню, с чего зашла у нас речь о сверхъестественных явлениях, только я признался им, что, как и многие невропатологи, посвящаю довольно много времени исследованию всякого рода отклонений человеческой психики. И в заключение поведал, как я и еще двое моих коллег, тоже являющихся членами Общества по изучению
человеческой психики, провели ночь в доме, где водятся привидения. Ночь
прошла без особых приключений, никаких сенсационных открытий мы не сделали»

Это напомнило мне пассаж из читанной несколько лет назад прекрасной статьи Константина Крылова «Памяти Станислава Лема». Статья к сожалению осталась незаконченной, но была весьма любопытна.
Вот какое место из неё сразу пришло мне на память:

«Тут придётся вильнуть уже совсем в сторону и сказать кое-что о мировоззрении людей того славного времени.

Наше время чем-то напоминает античность. А именно — соотношением того, во что верят массы, и того, чего придерживаются люди учёные. Так вот, сейчас, как и в античности, низы легковерны и внушаемы, а верхи скептичны. Низы верят в пришельцев из космоса, в летающие тарелки, в экстрасенсов и в святую воду, в чох и сглаз, ну и так далее. Верхи надо всем этим посмеиваются, считая всё вышеперечисленное дурью и шарлатанством. Так же мыслили и в античности — достаточно почитать Лукиана.

Но был момент, когда всё обстояло иначе. Когда именно низы демонстрировали твердолобый скептицизм и неверие в чудеса, а образованные люди, напротив, в чудесах не сомневались.

Было такое в XVIII–XIX веках. Когда наука рывком продвинулась очень далеко, даже по сегодняшним меркам. А уж оттуда глядючи казалось, что сокрушены все горизонты и стало возможно буквально всё. Образованный человек тех времён готов был поверить во что угодно — например, в оживление трупов электричеством.»

Действительно, блестящая элита европейских государств была настроена вполне мистически, здесь стоит вспомнить не только русский императорский дом, но и увлечение европейских аристократов спиритизмом и мистикой.
Научным мировоззрением увлекались разночинцы-интеллигенты, технические специалисты, растущий средний класс в общем. Высшее общество было в основном вне научного мировоззрения. Такой вот слоёный социальный пирог: наверху мистики, ниже рационалисты, ниже – тёмный в массе народ.

Что такое научное мировоззрение? Это стройная система знания, которая претендует на полное описание мира, не нуждаясь, по словам Лапласа, в теории Бога.
Лем, «Сумма технологии» - на мой взгляд, хорошая иллюстрация.
Человек, практикующий такой взгляд на мир, не выносит идеи религии, мистики и прочей чертовщины. В лучшем случае относится снисходительно, как к детским сказкам. Ну или это для него элемент этнографии.
Это естественно относится к строгим в вере своей. И особенно эта нетерпимость свирепствует у неофитов и фанатиков, которых много в любом обществе.
Верующему человеку научное мировоззрение не чуждо, если не подходить к положениям веры строго догматически. Более того, и в случае догматического подхода религиозное и научное сознание можно успешно совмещать. Хотя и у религиозных людей не менее фанатиков и неумных, пытающихся переделать чужие головы по своему образцу.

Об этом я хочу написать немного позже, а сейчас хочу отметить, что в России после известных событий 17-го года произошла смена элит, в результате которой научное мировоззрение победило почти абсолютно. Тут есть интересный момент: а почему это произошло?
Тут дело в том, что к середине 19 века России перестал помогать Бог. Помните у Пушкина: «кто нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?»
Так вот, это была последняя услуга Господа. Под вопросом конечно 1825 год, но тут Господь скорее помог императорскому дому, чем России.
Ну и в результате прекращения этой поддержки(а если более серьёзно – попадания в период построения индустриальной экономики и общества), России стало хронически не везти. Победы давались со всё большими усилиями, а потом пошли чистые поражения.
И элита потеряла авторитет, а вместе с ней – мировоззрение элиты.

Победившее научное мировоззрение, особенно победившее абсолютно, тоже штука неприятная. Мистика, да что там мистика, намёк на неё давился беспощадно. В либеральнейшие брежневские времена нельзя было ни купить, ни взять в библиотеки соответствующей литературы – только через спецхран для избранных.
Да что говорить, библию было не достать. Хотя православие было официально не запрещено, но считалось предосудительным увлечением.

А ведь у мыслящего человека есть «потребности организма» в мистике и религии. Из-за этого и распространились в это же время и восточные учения, и НЛО, и прочее.
Кстати, а почему такая потребность есть?
Потому что несмотря на казалось бы всеобщность научного понимания мира есть такая штука как смерть…А человек не может примириться с ограниченностью своего существования. Поэтому на тему смерти в СССР и более того, у атеистов есть негласное табу. Неизящная это тема для разговора. Поэтому кстати атеисты не любят имморталистов, поскольку считают, что физическое бессмертие недостижимо, а просто муссировать тему смерти неприятно. Бяка в общем, сектанты противные.
Так вот, мистика и религия дают даже не утешение, а иллюзию может быть дают. О том, что будет потом. Есть такая американская книга «Станислав Гроф, Джоан Хэлифакс. Человек перед лицом смерти» , о ЛСД и исследовании процесса умирания. Там утверждается. Что умирание похоже на трип под ЛСД. И после опыта трипа люди перестают бояться смерти. Вот цитата:

« Тэд, один из умирающих раковых больных, участвовавших в нашей программе
психоделической терапии (см. стр. 84 и далее), также прошел через состояние
клинической смерти в ходе хирургической операции, а затем был возвращен к
жизни.

В тот день перед нашим уходом Тэд особо подчеркнул,
что он очень доволен своим опытом трех сеансов ЛСД-терапии. Переживание
настоящей кончины оказалось для него весьма схожим с имевшим место под
действием психоделика, и он расценил это, как отличное обучение и подготовку. "Без сеансов происходившее застращало бы меня, но
поскольку я был знаком с такими переживаниями, я абсолютно не испугался".
Опыт Тэда -- это нечто большее, чем просто демонстрирование формального
сходства между кончиной и феноменологией состояний, вызванных ЛСД. Тэд
действительно пережил оба состояния и потому мог сравнивать на основании
собственных субъективных ощущений. Его четкое заявление о глубоком сходстве
между переживанием процесса смерти и переживанием, возникающим под действием
ЛСД, подтвердило наши собственные заключения, основанные на данных
клинических наблюдений и полученных в ходе проведения психоделической
терапии, на изучении антропологической и мифологической литературы, на
анализе отчетов лиц, переживших состояние клинической смерти, и на
наблюдении нескольких аналогичных случаев.
»
Тут интересно не то, реальны ли ощущения при умирании, есть ли душа. Видимо это просто иллюзии, возникающие в голове либо под воздействием веществ, либо под воздействием распада и смерти. Но даже в предсмертные секунды человек осознаёт себя, сознание, «Я», существует до самого конца. И это «Я» боится и страдает. И не хочет исчезнуть бесследно. И с этим никакие академики Алфёров и Гинзбург ничего не сделают, и никакой Еськов логически не убедит.
Именно поэтому религиозное мировоззрение будет востребовано всегда. И не будет входить в противоречие с научным. Потому что это философии для разных периодов жизни и состояния души.
Более того, эти две картины мира вполне совместимы: да, мир развивается по объективным, независимым от нас законам. Имеет историю, весьма продолжительную. Жизнь и разум видимо появились тоже как следствие действия этих законов. Но ну и что? Почему это отрицает Бога и Творение? Ничуть не отрицает
Subscribe

  • Шкловский "Сентиментальное путешествие"

    Несколько слов о ротативном двигателе "гном". "Гном" - необыкновенный, парадоксальный двигатель. В нём коленчатый вал стоит на…

  • (no subject)

    Изогнуты звёздные спины, Судьба провоцирует взлёт, Застёгнуты все карабины, Растаял октябрьский лёд, Поникли листвою осины, И хмурый…

  • (no subject)

    Сейчас некоторые молодые люди увлечены скромным обаянием социализма. При котором не жили никогда и не вполне понимают, что это такое... А что есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments